Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Декоративное убранство

Декоративное убранство

Главный иконостасДеталь главного иконостаса. Проект реставрации 1909 г. АкварельСампсониевский собор в Санкт-Петербурге - типичный для XVIII века однонефовый храм, вытянутый в длину и завершающийся овальной апсидой. В плане он представляет собой прямоугольник (44,0 х 24,2 м). Здание площадью 806 кв.м состоит из трех разновеликих объемов:  трапезной, в которой расположены приделы Иоанна Богослова и Михаила Архангела, и основного ядра храма, завершающегося главным алтарем, снаружи выделенным полукружием апсиды.

Первоначально пол собора был чугунным, в 1830-е годы его заменили каменными плитами. Но из-за сырости и холода каменное покрытие оказалось вредным для резных деревянных иконостасов. Пол сделали деревянным, а в стенах храма устроили четыре вентиляционных канала. Вплоть до 1852 года Сампсониевский собор отапливался не полностью. Печное отопление было только в западной части, поэтому зимой богослужения обычно проводились в малых приделах.

Алтари приделов ограждены железными решетками так же, как и "места для сирых и убогих", расположенные напротив малых алтарей.

Державный основатель Сампсониевского храма император Петр ВеликийКартушВ предалтарной части интерьера росписи сохранились фрагментарно. Согласно проведенным А.П.Аплаксиным исследованиям, в 1740-е - 1750-е годы своды были окрашены в белый тон по алебастровой затирке, а стены - клеевой краской, бирюзовым тоном. Позже стены храма перекрасили в серо-зеленые тона. В 1860-е годы стены и своды храма были покрыты росписью в стиле ампир. После реставрации 1909 года роспись на сводах была забелена. Библейские росписи на сводах сохранились, но были дополнены барочным обрамлением. Роспись "Троица" на предалтарном своде до нашего времени не сохранилась, в отличие от Саваофа за малыми алтарными преградами. Композиция "Два ангела с крестами" над аркой восточного люнета, частично утраченная к 1909 году, была заменена ангелами, венчающими образ Каплуновской Богоматери, которым благословляли русские войска перед Полтавским сражением. Утрачен картуш западного люнета с видом Сампсониевского собора.

Иконостас придела Михаила Архангела

Сень надпрестольная из главного алтаря после реставрации 1909 г.Прекрасно сохранилась настенная роспись "Император Петр I" на стене центрального предалтарного придела.

Сампсониевский собор - редкий храм в Петербурге, в котором сохранились все 68 икон его иконостасов. Большинство из них датировано 1720-1760 годами, в том числе три редкие подписные иконы А.Квашнина, А.Поспелова и Т.Баженова (исключение из традиции - обычно православные образы не подписываются).

В 1909 году по проекту А.П.Аплаксина с запада к трапезной был пристроен притвор.

На северной и южной стенах трапезной помещены самые крупные в Петербурге Лицевые Святцы со святыми, поминовение которых приходится на период с января по декабрь. В стены центрального нефа трапезной вмонтированы три надгробные плиты XVIII века: И.Ф.Набокова, С.А.Жеребцовой и Григория Федоровича.

Иконостас южного придела, освященного во имя иконы Архангела МихаилаИконостас северного придела, освященного во имя иконы св. Иоанна БогословаУ южного иконостаса Михаила Архангела – четыре яруса и 22 иконы. В царских вратах - подписная икона Ивана Квашнина "Евангелист Иоанн" (1720 г.). Декор иконостаса свидетельствует о переходном времени его создания: рядом с барочными картушами и рокайльными завитками мотивы классицизма - розетки, гирлянды, каннелированные пилястры ионического ордера.

Северный иконостас Иоанна Богослова был сооружен в первой половине XVIII века, он четырехъярусный, с 22 иконами, причем часть иконостаса с двумя иконами вынесена на северную стену храма. Декор отличается стилистическим единством и гармоничностью. Изысканность деталей и утонченность орнамента позволяет отнести иконостас к стилю рококо.

На западной стене центрального предалтарного нефа сохранилась роспись " Император Петр I", датируемая 1740 годом.

Основатель Сампсониевского собора изображен выходящим из походной палатки, по сторонам от которой размещены военные трофеи. На столе рядом с императором - символы власти, скипетр и корона. Петр Алексеевич благодарит провидение за одержанную победу над шведами. Благоговейно приложив левую руку к груди, он направляется к престолу основанного им храма. Вечерний пейзаж на заднем плане, окрашенный прозрачными тонами заходящего солнца, символизирует окончание дня триумфальной битвы. Роспись выполнена по штукатурке масляными красками неизвестным русским живописцем восемнадцатого столетия.

Престол главного алтаря после реставрации 1909 г.Престол главного алтаря. Композиция ''Агнец с хоругвью''. Фото 1909 г.Главный иконостас Сампсониевского собора - блестящий образец стиля барокко, представленный в начальной стадии творчеством И.П.Зарудного (иконостас Петропавловского собора) и достигший расцвета в произведениях Франческо Бартоломео Растрелли. Время создания этого шедевра - 1730-е годы, период так называемого "анненского барокко". Автор проекта иконостаса не установлен, но широта замысла, легкость и изящество его воплощения предполагает руку гения, соединившего в своем творении черты традиционного русского деревянного иконостаса с размахом, внутренним напряжением и экспрессивностью западноевропейского барокко.

Общий вид трапезной и малых иконостасовВ отличие от иконостаса Петропавловского собора, алтарная преграда Сампсониевского храма решена в виде высокого иконостаса и выполнена из липового дерева,  с пятью ярусами: местным, праздничным, апостольским, пророческим и крестных страданий.

Иконостас целиком занимает восточную стену интерьера и, подобно великолепной декорации, замыкает пространство храма. Обилие декора, светская трактовка скульптурных изображений, отличающихся изысканностью силуэтов, свободной постановкой в пространстве, мажорное звучание зеленых тонов, смягченное приглушенным сиянием позолоты, - все это несет на себе отпечаток большого стиля дворцового зодчества XVIII столетия.

Деталь главного иконостасаДеталь главного иконостасаОтличительная особенность главного иконостаса - его резьба. Это и прямые и витые колонны, растительный орнамент которых поражает своим богатством и пышностью, головки и фигурки херувимов, кронштейны и картуши. Если ангелы третьего яруса с символами крестных страданий достаточно статичны, то остальные элементы убранства полны барочного движения, чередования света и тени в позолоте.

Образцы русской школы резьбы по дереву XVIII века - надпрестольная сень и престол главного иконостаса.

Сень представляет собой четырехскатный шатер-балдахин, поддерживаемый четырьмя витыми колоннами на пьедесталах. Колонны декорированы накладной резьбой в виде виноградной лозы с кистями. Антаблемент сени украшен дентикулами, по нижнему краю - фестонами с кистями. Детали декора позолочены, фон - темно-зеленый. С внутренней стороны балдахина располагались полихромные композиции, исполненные масляными красками на холсте.

  • в центре - "Святой Дух";
  • юг - "Оплакивание Христа";
  • север - "Положение во гроб";
  • запад - "Моление о чаше";
  • восток - "Распятие Христа".

Паникадило на 54 свечи, медное, высеребренное, работы сер. XVIII векаДеталь главного иконостасаСохранились также 5 изображений херувимов, выполненных маслом по деревянной основе.

Престол главного алтаря был изготовлен в первой половине XVIII века. Он покоится на четырех опорах в виде символов четырех евангелистов - ангела, льва, тельца и орла (основание каждой фигуры - золоченое резное облако). Опоры престола скреплены крестовиной, в центре которой на подставке - композиция "Агнец с хоругвью". Верхняя доска престола была выполнена из кипариса. В настоящее время престол демонтирован, имеет многочисленные утраты и нуждается в комплексной реставрации.

Из сохранившихся осветительных приборов храма можно назвать "пятистенник" (пятистенный фонарь на четыре свечи) XVIII века. Он изготовлен из бронзы, имеет остатки серебрения.

В центральном приделе - великолепное посеребренное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы. Светильник шестиярусный, имеет навершие в виде креста и шаровидное завершение, украшено орнаментами в виде стилизованных цветов, ветвей и листьев. Это редкий образец сохранившихся церковных светильников XVIII века.

Сохранился от прежнего храма и ажурный кованый железный фонарь XVIII века на одну свечу, грушевидной формы, с выступающим ажурным орнаментом и подвеской.

Подготовлено Т.М.Мокиной