Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Реставрация

Реставрация

Часовня храма. 1909 г.Первая деревянная церковь во имя Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге была построена и освящена в 1710 году. С 20 июня 1728 года началось строительство каменного храма. Работы по возведению новой церкви проводились под руководством купца Иоанна Лапшина. Собранных с прихожан шестисот рублей хватило только на закладку фундамента. Поставки кирпича и других строительных материалов шли за государственный счет.

К 1740 году строительство нового храма было завершено. Церковь была однокупольной; колокольня также была построена, но имела несколько иной вид, чем в настоящее время. Севернее храма, на месте алтаря прежней деревянной церкви, по православной традиции возвели небольшую каменную часовню.

Провести большой ремонт и частично изменить архитектуру церкви решено было в 1761 году.

Племянник Иоанна Лапшина, директор санкт-петербургских и московских питейных и прочих заведений Михаил Грязновский-Лапшин 11 мая 1761 года подал прошение в Синод "О рассмотрении вопроса о ремонте и перестройке церкви Сампсония Странноприимца, замене одноглавого купола пятиглавым и покрытии церкви листовым железом". Спустя три дня разрешение Синода было получено.

Главный иконостас после реставрации 1909 г.Решение об изменении архитектурного облика храма имеет свою предысторию. В 1747 году императрица Елизавета Петровна совершила богомольное путешествие в Тихвин, где любовалась пятиглавыми куполами церквей, такими же, как в Москве. В то время в Петербурге почти все храмы строились однокупольными. Императрица приказала управляющему Кабинетом Ее Императорского Величества барону Ивану Черкасскому "сделать строящейся соборной церкви Успения Богородицы о пяти главах и колокольни, таким образом, как в Москве, на Успенском соборе". Видимо, этим отчасти и объясняется желание Грязновского-Лапшина угодить вкусу императрицы.

В лето 1761 года Сампсониевский храм преобразился.

Грязновский-Лапшин сделал деревянный, обшитый железом, пятиглавый купол, и обшил железом крышу. Кроме того, с 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви.

Иконостас придела Михаила АрхангелаК концу ремонта Грязновский-Лапшин пригласил неизвестного художника для написания на своде западной стены, напротив главного иконостаса, картины маслом по штукатурке. На ней был изображен Петр I, объявляющий о своей победе под Полтавой.

В конце XVIII века священник Сампсониевской церкви Иоанн Григорьев подал прошение на имя митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, в котором указал на крайнюю обветшалость храма. Недостаток средств для его обновления он объяснял закрытием кладбища в 1771 году. Священник просил открыть при церкви другое кладбище, или избрать иное средство для ее поддержания.

Видимо, дело о ремонте тянулось долго, поскольку в 1802 году священник Петр Окин вновь просил дозволения, уже из церковных сумм, учинить церкви починку. Ремонт был произведен.

Вновь церковь ремонтировали в 1830-е годы.

В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Синода с предложением "...утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки". В этом документе отмечалось, что церковь "...отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения".

Сень надпрестольная главного алтаря после реставрации 1909 г.Из документов стало известно, что мелкие ремонтные работы производили в Сампсониевском храме в 1880 и 1885 годы.

Главный ремонт и реставрация собора были сделаны в 1908-1909 годах, к "200-летию Сампсониевского храма в Петербурге, заложенного Императором Петром I в память Полтавской победы". Именно так в большинстве документов именовался этот юбилей.

Главенствующая роль в подготовке к этому празднованию принадлежала министру внутренних дел и председателю совета министров Петру Аркадьевичу Столыпину, который обратился к Николаю II и Синоду с просьбой о выделении средств на реставрацию Сампсониевского собора и на проведение юбилейных торжеств в Санкт-Петербурге, Полтаве и других городах России.

Практически все расходы взяло на себя государство: царь, по настоятельной просьбе Столыпина, выделил из собственных средств 3000 рублей; по Высочайшему повелению из Орденского капитула было отпущено 20000, а позднее еще 5000 рублей; столичная дума ассигновала 25000 рублей; собрала 25000 рублей комиссия по организации празднования. Пошли в дело и пожертвования от частных лиц (около 12000 рублей). Практически все деньги были израсходованы на реставрацию Сампсониевского собора, но и этого оказалось недостаточно.

Престол главного алтаря. Композиция ''Агнец с хоругвью''Хозяйственное управление при Синоде на запрос министра внутренних дел ответило, что деньги на ремонт Сампсониевского собора выделить не может, "поскольку имеемые деньги в Управлении предназначены на помощь церквам отдаленных районов России". Таким образом, вся реставрация Сампсониевского собора была оплачена из государственных средств, и расходы на нее составили 99781 рубль 98 копеек. Синод выделил средства только на реставрацию монастыря и церкви в городе Полтаве.

Руководил ремонтом и реставрацией епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин. Он же спроектировал и установил на месте старой часовни новую, в "растреллиевском" стиле.

Тайная вечеря. Икона 2-го яруса главного иконостасаПод руководством А.П.Аплаксина в соборе были проведены большие реставрационные работы. В чрезвычайно тяжелом состоянии находился главный иконостас. Аплаксин писал: "иконостас осел, расщепился, карнизы искривились, фигуры и резьба пообветшали - все это сделало время, а людское участие выразилось еще заметнее. Прежде всего изумительное количество отломанной резьбы свидетельствовало о небрежной чистке; для сохранения серебряных риз поставлены были рамы по всему нижнему ярусу (с предварительным уничтожением прекрасной резьбы). Произведена за несколько раз окраска фона, а вся позолота в недавнее время была заменена бронзовой имитацией под золото".

Тридцать мастеров реставрировали главный иконостас в течение семи месяцев. Следует отметить, что выполненные по методике Аплаксина работы для своего времени были достаточно обоснованными научно и корректными.

Проект памятника Петру I работы М.М.АнтокольскогоКаждая деталь убранства, фигура или рама, фотографировалась, снималась со своего места и доставлялась в реставрационную мастерскую для очистки позолоты. После этого каждый предмет обмазывали сырой глиной, отмачивающей грунт, который затем удалялся с дерева легкими металлическими крючками. Затем элементы убранства просушивались, утраченные детали восстанавливали по аналогии или по сохранившимся симметричным деталям. Для "заплат" на золоченую поверхность наносился "двойник" - золото с серебряной подложкой, что позволяло экономить дорогостоящий материал.

В день 200-летия Полтавской победы, 27 июня 1909 года, возле Сампсониевского собора был открыт памятник Петру I работы скульптора М. Антокольского. Памятник был построен на средства братьев А.Д. и С.Д.Шереметевых, потомков героя Полтавской битвы фельдмаршала графа Шереметева.

Подготовлено П.М.Званцевым и А.В.Квятковским