Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Внутреннее убранство > Синтез внутреннего оформления Сампсониевского собора

Синтез внутреннего оформления Сампсониевского собора

Сампсониевский собор был построен в начале XVIII века на окраине Санкт-Петербурга, рядом с дорогой, ведущей во владения шведского короля, с которым Россия вела изнурительную Северную войну.

Сампсоний Странноприимец. Фрагмент иконы месяцесловаСампсоний СтранноприимецШло время, сменялись исторические эпохи, и храм Сампсония Странноприимца остался, но уже не на окраине, а в центре Петербурга. Он напоминает нам о былых исторических событиях, дает повод к размышлению о духовной чистоте его создателей, отразившейся в красоте и изысканной гармонии убранства.

Пройдя под глухим сводом звонницы собора и поднявшись по небольшому лестничному маршу, мы увидим барельеф - парящих ангелов с трубами, прославляющих Полтавскую победу (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е.Лансере, 1909).

Это своеобразный зримый эпиграф, настраивающий нас на восприятие уникального храма, несущего на себе отблеск радости победы после многотрудного сражения. А спокойное движение пространства собора, устремленного к сияющему позолотой главному алтарю, являет собой торжество и сознание силы победителей.

Сампсониевский собор - типичный для XVIII века однонефный храм, вытянутый в длину и завершенный овальной апсидой. Его здание площадью 806 кв. м прямоугольной формы состоит из трех разновеликих объемов: притвора, трапезной и центральной предалтарной части.

Притвор невелик (43,5 кв. м), его единственное украшение - барочный люнет на потолке и изящный бронзовый светильник XVIII века ("пятистенник") с остатками серебрения. В XVIII столетии этого помещения не существовало, оно было пристроено к трапезной в 1909 году по проекту А.П.Аплаксина .

Престол главного алтаря. Композиция ''Агнец с хоругвью''Пройдя притвор, мы попадаем в трапезную площадью 125 кв. м, построенную в 1733 году.

Трапезная собора - это, по сути, сам собор до освящения главного алтаря в 1740 году, когда к ней была пристроена восточная часть с апсидой. Здесь хранились иконы, перенесенные из первой Сампсониевской церкви. Благодаря своему композиционному решению, это помещение представляет собой самодовлеющее пространство: лишь центральный неф из трапезной ведет к главной предалтарной части храма. Боковые приделы Иоанна Богослова (северо-восток) и Михаила Архангела (юго-восток) изолированы аркадами, покоящимися на массивных столбах. После пребывания в приделах лучше воспринимается пространственный объем всего здания, глубина и "взлет" его предалтарной части.

Деталь главного иконостаса (средник 4-го яруса)Стены и своды трапезной покрыты росписями в виде орнаментальных мотивов и религиозных символов. Общий тон стенных росписей - бежевый (реставрация 1909 года). Согласно исследованиям Аплаксина, своды собора были прежде белыми, а стены выкрашены в бирюзовый тон клеевой краской. В 1760-е годы храм был украшен росписями в стиле ампир. Стенопись была выдержана в желтой гамме, а своды расписаны кессонами. За алтарными преградами сохранились изображения Саваофа.

Во время реставрации Аплаксина стены Сампсониевского собора были окрашены в серо-зеленый цвет, роспись кессонами забелена, а библейские росписи на сводах дополнены барочными обрамлениями.

На арочном своде, отделяющем трапезную от предалтарной части, привлекает внимание икона Казанской Каплуновской Богоматери на светло-голубом фоне, поддерживаемая двумя парящими ангелами. Одежды ангелов развеваются, они венчают Богоматерь короной славы. Заключенная в раму икона кажется осязаемой, подчеркивающей бесплотность ангельских фигур.

Рама в стиле Людовика XV с копией Тихвинской Божией Матери. 1747

Рама в стиле Людовика XVI с копией Федоровской Божией Матери. 1757Стоя на коленях Богородицы, младенец Христос поднимает руку в благословении. На голове Богоматери корона, по щеке скользит слеза (тип Богородицы скорбящей). Эта икона была особо почитаемой у участников Полтавского сражения, и тогда же была названа Каплуновской.

Готовящийся к Полтавскому сражению царь Петр счел необходимым благословить свои войска перед решающей битвой.

В небольшом селе Каплуновка под Полтавой была небольшая церковь, а в ней священник Иоанн Уманов. В этом храме и находилась чудом обретенная икона Казанской Богоматери.

К этому священнику обратился Петр I и попросил благословить войско для успешного исхода сражения. Царь считал, что победить шведов удалось благодаря покровительству Богоматери, а сама икона получила название "Каплуновская".

Роспись появилась в соборе во время реставрации 1909 года, вместо двух ангелов с крестами.

Преображение Господне. Икона из иконостаса северного приделаСписок Каплуновской Казанской иконы Божией МатериНа северной и южной стенах трапезной, в непосредственной близости от арочного свода, находятся 12 икон Месяцеслова (Святцев), поражающих своими размерами (117 х 100 см). По церковной традиции, на аналой храма выкладывается икона с изображениями святых, дни поминовения которых приходятся на текущий месяц.

Существует также икона с изображениями всех святых. В соборе, переходя от одной иконы к следующей, можно, как в раскрытой книге, увидеть изображения всех святых и церковных праздников (своеобразный цикл, повторяющийся из года в год).

На северной стене изображены святые и церковные праздники, поминание которых приходится на январь - июнь.

Каждая икона разделена на клейма, изображения святых и праздников подписаны. Каждое клеймо обрамлено золотой рамкой. Одеяния святых написаны яркими насыщенными или теплыми по тону красками: лиловыми, бледно-розовыми, бледно-зелеными. Золото нимбов светится на голубом фоне образов, напоминающем небесный свод. Перед нами - блестящий образец миниатюрной иконописи начала XVIII века. Несколько наивный, но в то же время строгий образный строй икон, теплота образов свидетельствуют о сосредоточенности иконописцев, их глубокой вере, проявляющихся в очевидном стремлении донести суть событий Священного Писания.

Рама петровская с иконой коронования Божией МатериНа южной стене трапезной - 6 икон святых и церковных праздников, поминаемых с июля по декабрь.

Иконы Месяцеслова были перенесены в собор из первой Сампсониевской церкви.

Некоторые из них имеют утраты красочного слоя. Иконы соответствуют старому стилю летоисчисления и иллюстрируют рукописные святцы с житиями святых. По святцам давали имена новорожденным, которые таким образом обретали своих небесных покровителей. Верующие приходили в храм, чтобы помолиться своему святому хранителю в день именин, или попросить у него помощи.

В XVIII веке под полом трапезной собора были совершены захоронения: в 1738 году иерея собора Петра и Павла Григория Федоровича, в 1746 году - купчихи Ф.И.Богдановой, в 1753 году - секретаря тайной канцелярии Ивана Федоровича Набокова, и в 1761 году - жены действительного камергера Жеребцовой. Над местами захоронений на стенах укреплены надгробные плиты с надписями, причем сообщается не только о дате смерти погребенного, но и о времени суток окончания его земного бытия.

В верхней части плит - традиционное изображение креста, внизу - череп и кости. Возможно, нашим современникам достаточно сложно понять, для чего была необходима надпись с такими подробностями. Думается, она свидетельствует об особом, достойном отношении не только к жизни, но и к смерти человека, которого, по убеждениям верующих, ожидал путь в иную жизнь, дарующую душе бессмертие.

Икона святителей Михаила Малеина и Иоанна Воина. Рама резная в стиле рококоПаникадило на 54 свечи, медное, высеребренное, работы середины XVIII векаВ юго-восточном и северо-восточном углах трапезной располагаются приделы Иоанна Богослова и Михаила Архангела с малыми иконостасами, которые приподняты над поверхностью пола и отделены металлическими оградами от основного пространства.

У задней стены трапезной находятся приподнятые над полом места "для сирых и убогих" с такими же металлическими оградами. Они были предназначены для людей преклонного возраста, больных, инвалидов, которые не могли отстоять на ногах длительное богослужение. Кроме того, при соборе существовали странноприимные дома, обитатели которых могли быть прихожанами храма.

До 1852 года здесь было печное отопление, и только в западной части. Поэтому зимой богослужения в Сампсониевском храме проходили обычно в малых приделах.

Иконостасы приделов с их небольшими иконами, исполненными в теплых приглушенных или ярких тонах, смотрелись как полевые цветы среди луговых трав (зеленый фон малых иконостасов). Создавалось ощущение небольшой уютной сельской церкви, соразмерной душе простого человека.

Именно это ощущение пленяет в малых приделах, столь отличных от блестящего, поражающего своей роскошью главного иконостаса.

Иконостас придела Иоанна БогословаТаким образом, внутреннее пространство собора нельзя назвать единым, заметно отличие между художественно-образной целостностью малых и главного иконостасов. Это усиливает общее впечатление от убранства храма. Подобное ощущение не случайно, оно обусловлено разным временем постройки отдельных частей храма.

Малые иконостасы, Месяцеслов соразмерны петровской эпохе, близкой стилистике древнерусского храмостроения. Главный иконостас заставляет вспомнить мажорное по звучанию, пленительное барокко.

Иконостас - это стена, украшенная иконами, отделяющая алтарь от основного пространства храма, для верующего - небесное пространство храма. Его изумрудно-зеленый цвет воспринимается как образ небесной тверди. Золоченые резные детали алтарных преград - травы, цветы, виноградные лозы символизируют блаженство райских кущ.

Царские врата - это врата небес, распахивающиеся во время богослужения и открывающие в Сампсониевском соборе изображение Бога-Отца Саваофа (роспись верхней части стены), Создателя сущего мира, земли и человека.

Запрестольная икона главного алтаря ''Знамение Царицы Небесной''Изображение Богоматери и Иисуса Христа в праздничном цикле 2-го яруса малых иконостасов - это история жизней Девы Марии и Иисуса Христа - воплощения Бога в облике человека.

Жизнь Богоматери и Христа, освященная для верующих покровом тайны, по своему течению вполне реальна: от рождения до смерти. Эти события представлены в праздничном чине.

Божественная сущность Богочеловека отражена на иконах, изображающих творимые им чудеса ("Преображение Господне", "Воскресение Христа").

Нередко иконописец соединяет реальное, земное событие, и нереальное, недоступное взору человека. Так, на иконе "Успение Богородицы" (северный иконостас) изображена сцена смерти Богоматери, а в верхней части образа - Христос, принимающий Ее душу в виде ангела в розовом одеянии. Согласно церковному канону, Богородица не умерла, а уснула, после чего оказалась на небе рядом с сыном своим Иисусом Христом.

Именно праздничный чин тематически объединяет малые иконостасы. Он продолжается, подобно живописному фризу, от одного придела к другому, отличаясь единством стилистического и художественного решения.

Общий вид трапезной и малых иконостасовС середины XVIII века состав и последовательность расположения икон на иконостасе Православной Церкви были строго каноническими. Первый ряд составляли большеразмерные иконы, представляющие "небо небес" - престол Вседержителя.

В центре находится Деисус - изображение Спасителя, с предстоящими Богородицей и Иоанном Крестителем. деисусный чин продолжают лики святых апостолов. Праздничный чин повествует о главных событиях жизни Богоматери и Иисуса Христа, отмечаемых Церковью как праздники.

Последующие иконописные изображения могли быть посвящены святым, пророкам, праотцам, однако центральное место в ярусах, как правило, выделялось для икон Спасителя и Богоматери.

Список Каплуновской-Казанской иконы Божией МатериПо таким же канонам созданы иконостасы Сампсониевского собора.

В истории создания малых иконостасов есть противоречия и неточности. Согласно архивным данным, они были перенесены из старой, деревянной Сампсониевской церкви и освящены в 1733 году.

В доношении священника Василия Терлецкого Святейшему Синоду от 25 июля 1733 года сообщается, что "в новой каменной церкви Сампсония Странноприимца, построенной благодарению покойного императора Петра I, построены приделы Архистратига Михаила и Иоанна Богослова, а иконостасов новых в оные приделы не делано... Того ради Св. Синод просим дать повеление в упомянутые новые приделы перенести иконостасы... из деревянных старых приделов".

Рама из праздничного ярусаВпервые версию о принадлежности малых иконостасов Сампсониевского собора старой Сампсониевской церкви выдвинул епархиальный архитектор А.П.Аплаксин. Во время реставрации 1909 года на иконе царских врат южного придела была обнаружена дата: 1720 год, которая, по мнению архитектора, удостоверяла время создания самого иконостаса. Кроме того, он же предположил, что малый иконостас северного придела был главным иконостасом деревянной Сампсониевской церкви. Аргумент - несоответствие размеров этого иконостаса месту его установления в соборе, поэтому две иконы иконостаса пришлось разместить на северной стене храма.

Архивные данные подтверждают предположение Аплаксина. Согласно им, в каменный Сампсониевский собор были перенесены иконостасы первой церкви. 15 октября 1733 года в Санкт-Петербургское Духовное управление был подан рапорт о переносе иконостасов, сделана соответствующая запись в книге и сообщено об этом архимандриту Богоявленскому.

Однако большинство современных исследователей считают, что иконостасы собора были созданы в более позднее время: северный - в 1740-е годы, южный - не ранее 1760-х годов.

Принадлежность икон первой Сампсониевской церкви представляется вполне вероятной, поскольку известно, что иконы православного храма были его святыней, бережно сохранялись на протяжении длительного времени и всегда переносились в перестроенный храм. Убранство самого иконостаса часто переделывалось в духе времени, в соответствии со стилистикой главенствующего архитектурного направления.

Северный придел Сампсониевского собора был освящен 26 сентября 1733 года во имя Святого Иоанна Богослова, архимандритом Соловецким Варсонофием.

Иконостас северного придела, освященного во имя св. Иоанна БогословаСеверный иконостас четырехъярусный, целиком занимает всю поверхность стены, его высота 7,4 м (иконы царских врат утрачены). Декоративное оформление отличается стилистическим единством и гармонией. Изысканность декоративных деталей, утонченность орнаментов свидетельствует о стиле рококо. Расположение икон по ярусам соответствует канону. Образа датируются началом XVIII века, за исключением иконы Иоанна Богослова (нижний ярус), относящейся к XIX веку.

Этот образ исполнен в стиле древнерусского письма и является единственной в иконостасе житийной иконой (в клеймах - эпизоды из жизни святого Иоанна). Изображение плоскостно, решение пространства условно.

Находящаяся рядом икона "Преображение Господне" ближе к светской живописи, наполнена движением, ее пространство имеет перспективную глубину. Небо, на фоне которого изображен Христос, излучает свет сквозь розовеющие облака. Развевающиеся одежды Господа, позы апостолов наполнены движением и объемны. Более статично изображение Тихвинской Богоматери, облик которой наполнен тишиной и отстраненностью. Изобразительный язык этого образа более архаичен, такой, как на иконе архидиакона Стефана, изображенного в полный рост. Манера письма покоряет своей наивностью и примитивностью исполнения.

Иконостас южного придела, освященного во имя Архангела МихаилаОдежда святого украшена орнаментами из цветов и драгоценных камней. Одна рука прижата к кровавому пятну на одежде, во второй руке - кадило. Нередко святые изображались с орудиями их мученической смерти, например, Святой Лаврентий - с решеткой, Святая Екатерина - с мечом и колесом. Архидиакон Стефан, священник христианского храма, отказался отречься от своего служения, и римские легионеры забили его камнями.

На 2-м ярусе иконостаса находятся иные по изобразительному строю образа. Три из них относятся к Богородичному циклу ("Рождение Богоматери", "Введение во храм" и "Успение Богоматери"), две посвящены Христу - "Крещение" и "Вход Господень в Иерусалим". Всего в двух малых иконостасах находятся 10 праздничных икон.

Рассмотрим одну из них - "Крещение Иисуса Христа". Фигуры написаны с соблюдением анатомических пропорций. Пространство, глубина которого подчеркнута линией реки Иордан, решено по законам прямой перспективы. Облака со спускающимся с неба символом Святого Духа - голубем охвачены золотым сиянием. Развевающиеся одеяния ангелов, присутствующих при Крещении, вносят дополнительную экспрессию. В таком художественном языке, далеком от архаичной манеры иконописания, прослеживается влияние западноевропейских живописцев, работавших в России по приглашению императора Петра I.

Деталь главного иконостаса. Проект реставрации 1909 г. АкварельВ то же время иконы апостольского чина (3-й ярус), предстоящие иконе Деисуса, следуют старой иконописной традиции. Фигуры апостолов на голубом фоне, их лица, одеяния тщательно проработаны и статичны. Иконы 4-го яруса, изображающие ветхозаветных пророков Давида и Соломона, поражают красотой ярких одеяний, украшенных диковинными цветами и драгоценными камнями так же, как на образе архидиакона Стефана.

Различны по своему стилистическому решению иконы придела Архистратига Михаила. Придел был освящен 9 сентября 1733 года членом Святейшего Синода Леонидом, епископом Сарским. Отделка иконостаса датируется 1770-ми годами. высота ярусного иконостаса - 7,4 м, на нем 22 иконы.

Декор иконостаса свидетельствует о переходном периоде его создания: наряду с элементами барокко, картушами, рокайльными завитками прослеживаются мотивы классицизма: каннелированные пилястры ионического ордера, розетки и гирлянды.

Среди образов придела поражает своей красотой Христос Вседержитель, сидящий в голубом сиянии на великолепном золоченом барочном троне (3-й ярус), а также икона "Воскресение Христа" (1-й ярус).

Богоматерь с Младенцем. Икона из иконостаса южного приделаУ нее прямоугольная форма, в центре - в золотом сиянии Христос, возносящийся на небо. Здесь, среди облаков, изображены в миниатюрной технике кажущиеся бесчисленными фигуры святых и праведников. Они затеряны в бесконечности небесного пространства. В нижней части иконы - ад с грешниками, написанными темными, буро-красными тонами. Спаситель отделен от ада белым квадратом гроба с сидящим на нем ангелом в белом одеянии с золотым нимбом над головой. Именно он открыл чудесным образом вход во склеп с могилой Господа.

Отметим также овальную икону "Распятие" (4-й ярус), изображающую казнь Спасителя в ореоле тьмы, опустившейся на Иерусалим. Стилистическое решение праздничного и деисусного ярусов идентично северному приделу.

В иконописном собрании Сампсониевского собора можно выделить несколько групп образов, соответствующих их размещению в интерьере.

Первая, самая многочисленная, составляет убранство главного иконостаса (48 икон). Значительно меньше группы южного (22 иконы) и северного (17 икон) иконостасов. Следующую группу представляют собой храмовые иконы, находящиеся вне иконостасов, - 12 образов Месяцеслова в трапезной.

Фрагмент главного иконостасаТри из икон храма подписные (подписи приводятся в современной орфографии). Самая ранняя - икона "Иоанн Богослов" (царские врата южного придела). Образ написан Андреем Квашниным 9 мая 1720 года. Вторая -"Иоанн Креститель"- находилась в главном иконостасе: "Писал иконописец Алексей Поспелов в 1739 году". Третья подписная икона изображает Святых Иоанна Воина и Михаила Малеина: "Писал сей святой образ Костромской провинции посаду Соли Большой иконописец Трофим Баженов в 1761 году месяца Июля 13 день".

Первая попытка научной систематизации иконописи храма принадлежит А.П.Аплаксину, который разделил их на три группы (согласно датировке и стилистическому решению):

  • иконы из первой Сампсониевской церкви (до 1721 года) - петровского времени;
  • иконы, исполненные для каменного Сампсониевского храма (до 1749 года) - анненский период;
  • созданные до 1761 года иконы - елизаветинская эпоха.

Положение во гроб. Икона главного иконостасаБольшинство храмовых икон написаны на холсте ("приволоках"), плотно приклеенном к деревянным, большей частью липовым, иногда сосновым доскам толщиной от 1/2 до 2 дюймов, смотря по размерам иконы. Холст дважды или трижды грунтовался тончайшим слоем левкаса (левкас - смесь плавленого мела с "мезговым" клеем). По левкасу рисовались и графились (тонкими уколами) контуры, и происходила раскрывка колерами. Употребляемые иконописцами краски были яичными, т.е. представляли собой чистую (порошковую) краску, разведенную на яичном белке с хлебным квасом.

К началу реставрации 1909 года в Сампсониевском храме находилось 168 икон. До настоящего времени сохранились иконы главного иконостаса. Утрачены образа северного придела.

Оставив позади трапезную, мы попадаем в центральную предалтарную часть храма, оформленную в 1740 году (время освящения главного алтаря во имя Сампсония Странноприимца).

В соборе было несколько икон храмового святого, в том числе образ Сампсония Странноприимца из первой Сампсониевской церкви, алтарный образ в 1-ом ярусе главного иконостаса, и небольшой образ святого в Месяцеслове на северной стене трапезной, единственный, который можно увидеть в настоящее время.

Центральная предалтарная часть храма перекрыта единым коробовым сводом площадью 216,2 кв.м. Завершается она главным алтарем площадью 49,1 кв.м., выделенным полукружьем апсиды.

Престол главного алтаря после реставрации 1909 г.Главный иконостас - блестящий образец стиля русского барокко, представленного в начальной стадии творчеством Ивана Зарудного (иконостас Петропавловского собор) и достигшего наивысшего воплощения в творениях Франческо Бартоломео Растрелли.

Иконостас был создан в 1730-е годы - период так называемого "анненского барокко". Авторство проекта иконостаса не установлено. Но широта замысла, легкость и изящество его воплощения свидетельствуют о гениальности создателя, соединившего в своем произведении черты традиционного русского деревянного иконостаса с размахом и экспрессивностью западноевропейского барокко.

Ширина иконостаса - 13,6 м; высота его средней части - 11,2 м. Он выполнен из липы и решен в виде высокого иконостаса (в отличие от низкого иконостаса собора св. Петра и Павла). Представлены пять ярусов икон: местный, праздничный, апостольский, пророческий и крестных страданий. В настоящее время эти образы находятся на реставрации.

Иконостас целиком занимает восточную часть интерьера, и, подобно великолепной декорации, замыкает на себе пространство храма. Обилие декора, светская трактовка скульптуры, мажорное звучание зеленого цвета, смягченного приглушенной позолотой, свидетельствуют о большом стиле дворцового зодчества XVIII столетия.

Резьба главного иконостаса отличается необыкновенным богатством мотивов. Автор иконостаса, так же, как и время его изготовления, неизвестны (предположительно это завершение строительства храма - 1738 - 1739 годы). Главный алтарь был освящен в 1740 году. Алтарная преграда украшена прямыми и витыми колоннами, цветами, листьями, головками и фигурками херувимов с кронштейнами и картушами. Если ангелы с символами крестных страданий на 3-ем ярусе статичны, то прочие скульптурные изображения благодаря чередованию света и тени в позолоте, зеленому тону, полны барочного внутреннего движения.

Тайная вечеря. Икона II яруса главного иконостасаИ это движение - не итог формального архитектурного решения. Неправильные линии, дрожание света в золоте драпировок, казалось, впитали в себя внутреннюю энергию, стремление к совершенству, присущие создателям этого убранства. Представляется, что они подчинялись не столько разуму, сколько чувству, вызванному познанием красоты земного мира и предчувствием совершенства мира небесного, в котором души праведников пребывают в вечном блаженстве.

Очевидно, что эту работу исполнили русские мастера, для которых резьба по дереву была традиционным видом декоративного искусства, популярным и повседневным.

В первой половине XVIII века в Петербурге существовало несколько центров подготовки мастеров декоративного искусства. Одним из них был Кабинет Императорского Двора, ученики которого нередко посылались для совершенствования в Западную Европу.

Распятие. Икона главного иконостасаОбучали резьбе по дереву и в Канцелярии от строений, где была разработана для этого специальная программа. В штате Канцелярии были различные мастера: чеканщики, полировщики по меди, лакового дела, резьбы по камню и дереву. Числились художники-декораторы по различным ведомствам: Адмиралтейств-коллегии, Мануфактур-коллегии и другим.

С 1720-х годов русских резчиков обучали при Академии наук, которая приглашала в качестве преподавателей опытных иностранцев.

Таким образом, в Петербурге были все условия для формирования школы резьбы по дереву. Высокий профессиональный уровень этих мастеров подтверждают созданные ими резные иконостасы Петропавловского и Сампсониевского соборов.

В иконостасе Сампсониевского собора архитектонические части (колонны, архитравы) органично сочетаются с элементами декора и круглой скульптурой. Два яруса по 10 икон, не считая царских врат, объединены композиционным ордером.

Колонны иконостаса опираются на вынесенные пьедесталы в цокольной части. Центральная часть иконостаса выделена на уровне всех ярусов сильными выносами раскрепованных карнизов.

Композиция центральной части иконостаса необыкновенно красива. Царские врата окружены великолепным балдахином с иллюзорно свешивающимися тяжелыми драпировками, которые поддерживают фигурки херувимов, как бы приподнимающих завесу над таинством богослужения.

Пророки Илия и Давид. Икона главного иконостасаНа 2-ом ярусе находится завершение в виде балдахина, представляющего собой подобие купола, образованного четырьмя поддерживающими корону волютами. По обеим сторонам этого завершения на дугах разорванного фронтона помещены две фигуры ангелов с атрибутами Голгофы: копьем, которым было проколото сердце Господа, и смоченной уксусом губкой, которую поднимали к устам Христа римские легионеры.

Над Царскими вратами сияет золотом резное облако. Несколько выше - образ "Тайная вечеря". По обеим сторонам от царских врат на 1-ом ярусе находятся по 10 вытянутых по форме рам, две из которых - боковые входы в главный алтарь.

Эти рамы имеют фигурные завершения в виде раковин, завитков и листьев аканта, с головками херувимов в центре.

Рамы второго яруса имеют овальную форму, а две из них - прямоугольную. Элементы их барочного декора повторяются, но мастерство и свобода творческого воображения резчиков были столь велики, что в деталях убранства иконостаса нельзя увидеть повторов.

Третий ярус, так же, как и 2-й, оформлен шестью витыми колоннами, увитыми гирляндами цветов и плодов. Две колонны фланкируют большую икону Вседержителя, находящуюся в центре 3-го яруса. Ярус украшен фигурками ангелов, держащих в руках атрибуты Крестных Страданий: лестницу, гвозди, щипцы, молоток. Ангелы поражают своей выразительностью и легкостью пластического решения, а сама резьба - отточенностью форм.

Четвертый и пятый ярусы не имеют ордера, они обработаны только картушами, волютами и круглой скульптурой.

В 4-ом ярусе - 7 икон, центральное место занимает образ "Богоматерь на престоле", заключенный в прямоугольную раму с рокайлями и оригинальным завершением в виде картуша и цветка розы. Раму поддерживают два ангела, сидящие на дугах разорванного фронтона.

Царские Врата главного иконостасаНа карнизе третьего яруса перед центральной иконой помещены две фигурки херувимов. Рисунок рам 4-го яруса также разнообразен и неповторим.

Трапециевидные рамы завершены головками херувимов и обрамлены волютами, на которых находятся 4 фигуры святых.

Овальные рамы 4-го яруса обрамлены резными рокайлями, побегами и листьями аканта. Под ними на карнизе 3-го яруса - разорванные фронтоны с четырьмя фигурами ангелов в сложных ракурсах, в движении, направленном от центра к боковым стенам собора.

Расположение фигур в каждой из этих двух групп и рисунок рам даны в зеркальном отражении, что придает общей композиции 4-го яруса подчеркнутую законченность и уравновешенность. Это особенно важно, поскольку 4-й и 5-й ярусы находятся под коробовым сводом, как бы обрезающим края иконостаса.

В 5-ом ярусе располагаются только три овальных иконы с изображением Страстей Господних. Этот ярус украшен резьбой и двумя резными фигурами Богоматери и апостола Иоанна, которые фланкирую икону "Распятие" (именно они присутствовали при казни Иисуса Христа).

На карнизе 4-го яруса, в центре, под фигурами Богоматери и апостола Иоанна, изображены сидящие херувимы, а сбоку - четыре фигуры парящих херувимов.

Главный иконостасФон главного иконостаса - зеленый с прожилками, что в сочетании с золоченой резьбой создает великолепный мажорный колористический эффект.

Следует отметить, что скульптура иконостаса была моделирована не только посредством резьбы, но и использованием при золочении матового (затененного) и яркого, открытого золота. Это придает фигурам подвижность и особую выразительность.

Процесс такого золочения был описан А.П.Аплаксиным. Деревянная скульптура дважды покрывалась тонким слоем грунта, который расчищался, пропемзовывался и шлифовался. Затем определялись места матовой и блестящей позолоты, и, в соответствии с этим, готовились места для золочения. Причем в качестве основы под матовое золочение шло листовое (сусальное) серебро, а под глянец укладывался полимент (смесь глины, графита и белка), и уже потом ползолотниковое золото ( 95-й пробы, 60 листов в книжке весом 1/2 золотника). По такой же технологии золотятся скульптуры и резные детали иконостаса в процессе реставрации, проводящейся в настоящее время.

Главный иконостас после реставрации 1909 г.Главный иконостас Сампсониевского собора создавался в конце 1730-х годов. Однако в нем прослеживаются черты зрелого барокко середины XVIII века, которое характерно для творчества Ф.Б.Растрелли. Есть безусловное стилистическое единство в общем композиционном решении и манере резьбы между иконостасами Сампсониевского храма и церкви Большого дворца в Петергофе (проект Растрелли). Архитектор широко привлекал к работе русских резчиков. Общепринято мнение о том, что иконостас Сампсониевского собора - работа русских мастеров петербургской школы.

Очевидно, что если Растрелли и не был создателем проекта иконостаса в Сампсониевском соборе, то перед нами творение выдающегося, гениального автора. Предположительно время выполнения работ на иконостасе - 1737 - 1739 год, оно соответствует времени окончания строительства храма. Участие Растрелли в этот период вполне возможно: расцвет его творчества приходится на середину 1740-х - начало 1750-х годов, а первая самостоятельная работа зодчего (дворец Кантемира) относится к 1721 году.

Для главного иконостаса Сампсониевского собора иконописцы исполнили 48 произведений. Датой окончания этих работ считается 1739 год. В иконописи чувствуется влияние петровской эпохи, но, вместе с этим, прослеживается обращение и к древнерусским приемам письма, школе Симона Ушакова. Однако при этом у мастеров отмечается хорошее знание анатомии, что особенно заметно в образе Иоанна Крестителя, мускулатура которого выписана детально и анатомически правильно.

Главный иконостас. Реставрационный проект АплаксинаВсе аксессуары образов тщательно прорисованы. Позы святых стали строже, театральность в их постановке исчезла. Принимающие участие в общем живописном решении икон задние планы, красочность тонов, нежные колориты воздуха создают впечатление картинности, которая в иконографии называется "фряжским письмом".

Особенно ярко эти черты проявились в образах главного иконостаса "Страшный суд" и "Святой Николай Угодник". Группа икон, исполненных до 1739 года, характеризуется возвратом к старой русской манере письма. Например, Иоанн Креститель осеняет себя двуперстным крестным знамением. При расчистке иконы в 1909 году было обнаружено, что первоначально крестное знамение святого было трехперстным.

Третья группа икон, согласно исследованию Аплаксина, определяется датой на образе Т.Баженова "Святые Иоанн Воин и Михаил Малеин" - 1761 годом. В ней автор следует академическим канонам, и в то же время заметна манера письма костромских мастеров. Примерно к этому же периоду относится образ Николая Чудотворца с 32 изображениями "Николина жития". Сама икона Николая Мирликийского, помещенная в центре композиции, несомненно более древнего происхождения, и только "жития" были написаны в 1761 году. Они представляют собой различные эпизоды из жизни святого, каждому из чудес соответствует краткое пояснение. Некоторые сюжеты окружены расписным орнаментом в стиле московского рококо.

Сень надпрестольная главного алтаря после реставрации 1909 г.По своему стилистическому решению иконы Сампсониевского собора стали переходными к религиозной живописи таких мастеров академической школы, как Боровиковский, Шебуев и других.

За главной алтарной преградой находится престол под деревянной сенью, опирающейся на четыре резных колонны. Изготовлен престол в первой половине XVIII века, у него четыре опоры в виде символов евангелистов - ангела, льва, тельца и орла. Основание каждой фигуры - золоченое резное облако. опоры скреплены крестовиной, в центре которой на прямоугольной подставке - композиция "Агнец с хоругвью". Царга украшена цветочной гирляндой с головками ангелов, по углам - волютами. Первоначальный фон был темно-красного цвета. Верхняя доска престола была выполнена из кипарисового дерева. В настоящее время престол демонтирован, имеет многочисленные утраты и нуждается в комплексной реставрации.

Надпрестольная сень - четырехскатный шатер-балдахин, поддерживаемый четырьмя витыми колоннами на пьедесталах. Колонны декорированы накладной резьбой в виде виноградной лозы с кистями. Антаблемент украшен дентикулами, по нижнему краю - резными фестонами с кистями. Детали декоративного убранства позолочены, фон окрашен в темно-зеленый цвет.

Страшный Суд фряжского письма. 1730-е гг.С внутренней стороны балдахина - полихромные композиции второй половины XVIII века, выполненные в технике масляной живописи на холсте. Расположены они следующим образом:

  • Центральная часть - изображение Святого Духа;
  • Юг - "Оплакивание Христа";
  • Север - "Положение во гроб";
  • Запад - "Моление о чаше";
  • Восток - "Распятие Христа".

Сохранились также 5 изображений херувимов, выполненных маслом по деревянной основе.

В центральном приделе находится великолепное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы и посеребренное. У светильника шесть ярусов, навершие в виде креста и завершение шаровидной формы. Паникадило украшено орнаментами в виде стилизованных цветов, веток и листьев, и представляет собой блестящий, редкий образец церковных светильников XVIII века.

Державный основатель Сампсониевского храма - император Петр ВеликийНапротив главного иконостаса в верхней части западной стены можно увидеть великолепную роспись "Император Петр I". На ней изображен основатель Сампсониевского храма царь Петр Алексеевич, выходящий из походной палатки. Справа от него - стол с символами верховной власти, скипетром и короной. Царь благодарит провидение за одержанную победу над шведами в Полтавской битве. Благоговейно приложив левую руку к груди, он направляется к престолу основанного им храма. Вечерний пейзаж на заднем плане, окрашенный прозрачными тонами заходящего солнца, символизирует окончание битвы. Роспись выполнена по штукатурке масляными красками неизвестным художником XVIII столетия.

В интерьере находится картина И.Петрова (холст, масло, 1909. Реставрация 2003 г.), изображающая Сампсониевский собор с часовней и звонницей.  В облаках – образ Св. Сампсония. Эту картину видят выходящие из храма.

Сампсониевский собор и памятник Петру IЗавершая знакомство с декоративным убранством Сампсониевского собора, уместно вспомнить слова его главного реставратора в начале XX века А.П.Аплаксина:

"Император Петр Великий победил в 1709 году короля Карла Двенадцатого, русская нация победила шведскую и тем самым создала себе независимость и право на расцвет. Император Петр Великий, считая победу чудом, посланным от Бога молитвами Преподобного Сампсона, построил в своей столице храм, посвятив его имени Молитвенника за русское счастье, за право жизни русской. Чувством благодарности к Богу создался Сампсоновский храм, просуществовавший уже 200 лет и известный нам как исторический памятник победе, а вместе с тем и памятник искусства".

Таким памятником Сампсониевский собор остается и в наше время.

Материал подготовлен Т.М.Мокиной