Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Персоналии > Аплаксин Андрей Петрович

Аплаксин Андрей Петрович (1879-1931)

А.П.Аплаксин. Фото 1913 годаАндрей Петрович Аплаксин был одним из виднейших представителей неорусского стиля. Он был архитектором, инженером, художником, археологом, реставратором, историком архитектуры и литератором.

Окончив Институт гражданских инженеров и Павловское военное училище, он стал епархиальным архитектором.

В 1907 - 1909 годах, вдохновясь памятниками древнерусского зодчества, построил подворье Кашинского Сретенского женского монастыря с храмом Спаса Нерукотворного.

Эта церковь со стройной ярусной колокольней - важный композиционный элемент в застройке района, отличается экспрессией, обостренностью форм. Майоликовый фриз С.В.Чехонина, выполненный в керамической мастерской П.К.Ваулина, демонтирован и находится в настоящее время в Музее истории города.

В 1908 - 1909 годах Аплаксин руководил большими реставрационными работами в Сампсониевском соборе, которые были оценены современниками как результат "колоссального непрерывного труда". Умелый организатор, Аплаксин привлек к работе многих видных специалистов. помимо реставрации фасадов и интерьеров храма, он построил изящную часовню, сторожку и двухэтажный "Юбилейный дом" с библиотекой и квартирами служащих. В этих зданиях - черты петровского барокко и старого русского зодчества.

А.П.Аплаксин, А.Д.Шиллинг. Успенская церковь. 1910-1912  гг.С большим энтузиазмом занимался Аплаксин вопросами охраны и пропаганды исторического наследия, неустанно изучая памятники русского Севера, Санкт-Петербургской губернии. Под его руководством проводились реставрации церкви св. Пантелеймона в Соляном городке и Казанского собора - к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Он же выпустил книгу, по сей день считающуюся одним из лучших изданий по Казанскому собору.

Этой же победе зодчий посвятил Казанскую церковь при подворье Пекинской православной миссии.

Аплаксин очень тонко ощущал дух древнерусского зодчества и художественной культуры Древней Руси в целом. Он твердо отстаивал свой взгляд на самобытность русского искусства, и не только древнего, но и барокко, и ампира.

Зодчий строит подворье Ягодинского женского монастыря, подворье Вышневолоцкого Кашинского женского монастыря.

В 1930-х годах им было перестроено подворье Бежецкого Благовещенского женского монастыря. Лучше всего сохранилось подворье Творожковского Свято-Троицкого женского монастыря.

А.П.Аплаксин. Казанская церковь. 1911-1913 гг. Принадлежала Пекинской духовной миссии и была посвящена памяти Отечественной войны 1812 года.В своем творчестве Аплаксин выступал поборником синтеза искусств, обобщенных выразительных форм, страстно отстаивал национальное своеобразие современного искусства. Его полемически насыщенные программные выступления и высокие нравственные качества привлекали множество людей. В своем творчестве зодчий умело использовал и приемы классицизма - в доме на Введенской улице, 9, и в грандиозном, не реализованном из-за начавшейся первой мировой войны проекте дома на Старорусской улице.

Творческая жизнь Аплаксина была прервана войной и революцией. С 1916 года он на военной службе, с 1918 года - начальник связи нескольких фронтов в Красной Армии.

Демобилизовавшись в 1928 году, он работал в Москве, провинции, был главным архитектором "Экспортлеса", строил жилые, воинские и промышленные здания. Художник и музыкант, он участвовал в спектаклях и концертах, преподавал, читал лекции в различных учреждениях Ленинграда, и, как всегда, много внимания уделял исследованиям русского зодчества.