Внутренняя скульптура
Значительную роль в убранстве интерьера Исаакиевского собора играет скульптура. Здесь представлены апостолы, пророки, ангелы на сводах, в барабане купола и иконостасах.
Особое место занимают работы И.П.Витали. В 1845 - 1850 годах он с помощниками Р.К.Залеманом и В.В.Беляевым оформлял своды храма.
Пример синтеза скульптуры, архитектуры и живописи - барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Его украшают живописные изображения апостолов, между которыми располагаются 12 статуй ангелов. Над ангелами - пилястры, образующие со скульптурой единую вертикаль. Такое решение подчеркивает легкость и цельность архитектурной композиции.
Пророки на сводах в западной части храма, и ангелы в восточной части представлены в сложных динамических позах. Их пропорции учитывают восприятие снизу, в трактовке образов чувствуется влияние итальянского барокко XVIII века.
Исключительный интерес представляет убранство иконостасов, гармонично сочетающее живопись, мозаику и скульптуру.
Малые иконостасы венчают скульптурные группы Н.С.Пименова "Воскресение" в приделе св. Екатерины и "Преображение" в приделе св. Александра Невского. Они прекрасно сочетаются с архитектоникой иконостасов, удачно дополняют и завершают их.
"Воскресение" состоит из пяти фигур. Логический и композиционный центр группы - Иисус Христос. Его правая рука поднята вверх, голова запрокинута, всей фигуре придана динамика. Мотив устремленности Господа ввысь поддержан удачным решением позы ангела слева, создающей впечатление необыкновенной легкости. Предлагая динамичное решение этой группы, Пименов все же остался верен традициям классицизма: у скульптуры устойчивая, четкая композиция. Ниже располагаются фигуры воинов, присутствовавших при воскресении Христа. Они зрительно уравновешивают группу, сложные ракурсы которой свидетельствуют о влиянии барочной итальянской скульптуры.
"Преображение" по решению композиционно близко "Воскресению". В центре фигура преображенного Иисуса Христа, слева и справа от Него - пророки, ниже - апостолы Иоанн и Петр. Фигура раскинувшего руки Господа кажется необыкновенно легкой и динамичной, пророки как бы парят в воздухе. Композиция носит остро эмоциональный характер: в образах апостолов Пименову удалось передать удивление, восторг и страх.
В целом убранство малых иконостасов отличается красочностью, богатством отделочных материалов и совершенством исполнения.
Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами работы И.П.Витали. Северные врата посвящены свв. Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому, на южных - сюжеты житий свв. Владимира Киевского и Александра Невского, на западных - апостолов Петра и Павла.
Над каждой дверью помещен рельеф, сюжет которого раскрывает смысл находящейся выше надписи. Надпись над северной дверью: "Кесарева Кесареви Божия Богови", под ней рельеф "Христос объясняет поданную Ему монету". Надпись над южной дверью гласит: "Исполни Слава Господня Храм", рельеф - "Торжество освящения Иерусалимского храма". Над западными вратами начертано: "Кресту Твоему поклоняемся", рельеф - "Воздвижение Честного Животворящего Креста".
Каждая створка двери разделена на четыре кессона с многофигурными композициями. Особое мастерство отличает исполнение рельефов западной двери: слева (сверху вниз) - "Призвание апостола Павла на пути в Дамаск", "Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге", "Апостол Павел перед царем Агриппой" и "Кончина апостола Павла".
Очень динамична сцена проповеди: энергично спорящий человек в широком плаще и спокойно внимающий ему философ; напряженная фигура пожилого афинянина, полного раздумья, и в центре - фигура самого Павла, объединяющая композицию.
Противопоставление мужества духовного грубой силе отражено в сцене казни апостола. В центре - опустившийся на колено Павел, в облике которого чувствуется спокойствие и смелость человека, верящего в свою правоту. Над ним палач занес секиру, еще мгновенье - и апостолу отсекут голову. Лица палача не видно, но вся его приземистая фигура выглядит зловеще. Равнодушно с трона взирает на казнь римский наместник. В углу рельефа - сочувствующие Павлу люди.
Лепка персонажей предполагает руку опытного ваятеля, чувствуется, что это работа самого Витали.
Рельефы южных дверей исполнены неровно. Наиболее удачны композиции правой створки: "Победа Александра Невского над шведами", "Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католицизма", "Умирающий Александр Невский принимает монашеский сан" и "Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург".
На левой створке - фрагменты жития святого равноапостольного князя Владимира Киевского: "Философ проповедует князю Владимиру христианскую веру", "Князь Владимир принимает вернувшихся послов", "Крещение князя Владимира в Херсонесе" и "Крещение киевлян в Днепре".
Интересны рельефы северной двери: "Св. Исаакий Далматский и император Валент", "Спасение св. Исаакия Далматского ангелами", "Освобождение св. Исаакия из темницы" и "Св. Исаакий благословляет императора Феодосия"; "Посвящение св. Николая в иеродиаконы", "Св. Николай, открытый в тайном благодеянии", "Избрание св. Николая на архиепископский престол", "Николай Мирликийский изгоняет Ария с Первого Вселенского собора".
Кроме того, на всех внутренних дверях храма помещены многочисленные фигуры в нишах и бюсты в круглых медальонах. Витали с помощниками создали ряд образов, резко отличающихся от традиционных идеализированных изображений. Многие бюсты воспроизводят чьи-то конкретные черты. Скорее всего, их лепили с людей, встречавшихся в мастерских, на строительстве собора, на улицах Петербурга. Так, в облике великомученика Федора (северные двери) воплощен тип русского крестьянина: задумчивое скорбное лицо изрезано глубокими морщинами, борода всклочена, волосы резкими прядями ниспадают на лоб. У лиц великомучеников Дамиана и святой Нонны (северные двери) - типично славянские черты. житейские горести исказили черты Нонны, но не смогли уничтожить выражение гордости и благородства. Княгиня Феврония (южные двери) напоминает фанатичных монахинь.
Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованной в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора. Разработал метод русский профессор Б.С.Якоби. В емкость с раствором медного купороса помещается покрытая графитом форма будущей скульптуры. К ней подключается анод, а к опущенной в купорос медной пластине - катод электробатареи. При прохождении электрического тока медь тонким слоем оседает на графите скульптурной формы.
За счет сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура была достаточно легкой. Это позволило Монферрану уменьшить массу собора и ослабить неравномерность его осадки. Гальванопластические работы выполнялись на заводе герцога Лейхтенбергского в Петербурге.
По предложению Монферрана скульптура сводов крепилась не к кирпичной кладке, а к специальным металлическим конструкциям, образующим декоративный внутренний свод. Это было новшеством в строительной практике того времени.
Скульптура на дверях храма была отлита из бронзы и покрыта декоративной патиной. Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальную коллекцию монументально-декоративной пластики XIX века.
Подготовлено И.А.Сидневой |