Священномученик Климент, папа Римский
Климент, римлянин по происхождению, происходил из богатого и знатного рода древних царей. Услышав о Христе, решил больше узнать о Нем и отправился в Иудею, но по дороге был застигнут бурей, и его корабль попал в Александрию. Там он познакомился с апостолом Варнавой, услышал от него проповедь во Христе, а затем уплыл в Палестину, где принял крещение от апостола Петра и стал его учеником.
Петр сам посвятил Климента в епископы, и по смерти святого апостола, а за ним святителей Лина и Анаклета, Климент сделался папой Римским. Многих обратил ко Христу, в том числе благородных и богатых сановников из царского двора.
По приказу императора Траяна Климента посадили на корабль и отправили в бессрочную ссылку в город Херсонес, рядом с теперешним Севастополем. Тут уже были две тысячи христиан, осужденных за веру на тесание камней в горах. То же заставили делать Климента.
Заключенные страдали от недостатка воды, и святой Климент попросил Христа даровать им источник. Все помолились, и явился источник воды, превратившийся в целую реку. Слух о чуде быстро распространился, и многие уверовали во Христа и крестились в чудесном источнике. Почти все жители Херсонеса стали христианами, в городе было построено 75 христианских храмов.
Узнав об этом, Траян повелел убить Климента, или вынудить его отречься от веры. В 100 или 101 г. н. э. Климент был брошен в море с камнем на шее. Однако море в течение 700 лет открывало святителя, лежащего в красивой пещере. Каждый год море отступало от берега на семь дней, чтобы верующие могли подойти к пещере и получить исцеление у мощей святого.
Потом море перестало отходить. Еще через 50 лет в Херсонес пришли равноапостольные Кирилл и Мефодий и стали молить Бога открыть им мощи святого. Но мощи сами вышли из воды. Святители положили их в церкви. При святом Владимире они были перенесены в Киев и положены в Десятинной церкви.
Святому Клименту Римскому приписывалось несколько сочинений. Его послание к Коринфской церкви всеми признавалось за подлинное и читалось в церквях после канонических книг Священного Писания. |