Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Спас на крови > Проектирование и строительство

Проектирование и строительство

Первого марта 1881 года в Зимнем дворце скончался от смертельного ранения император Александр II, Царь-Освободитель, реформатор России, освободивший крестьян от крепостной зависимости.

ЧасовняВторого марта депутаты Городской думы обратились к новому императору с просьбой увековечить память погибшего и возвести на месте смертельного ранения Александра Николаевича памятник. Идея получила Высочайшее одобрение, но Александр III пожелал видеть на месте трагедии не памятник, а церковь. Таким образом, решение о возведении храма-памятника было принято.

Сразу же место будущего собора было огорожено и охранялось часовым. Временно, до начала строительства храма, решено было поставить здесь часовню. Ее проект за два дня подготовил молодой архитектор Л.Н.Бенуа, деньги на строительство пожертвовал купец 1-й гильдии Громов, и уже 17 апреля 1881 года часовню торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор.

Конструкция часовни предусматривала возможность перемещения, и когда участок стали подготавливать под строительство, ее перенесли на Конюшенную площадь. Там часовня простояла 9 лет и была разобрана 26 августа 1892 года.

С Высочайшего соизволения был объявлен конкурс на лучший проект храма-памятника. Чертежи подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника) до 12 часов пополудни 31 декабря 1881 года. К этому времени комиссии под председательством архитектора А.П.Резанова было представлено 26 проектов.

Среди конкурсантов были и новички, и известные мэтры архитектуры, такие, как А.Л.Гун, П.С.Богомолов, И.С.Китнер, А.И.Томишко и В.А.Шретер.

Проект А.И.Томишко, занявший первое место на конкурсеНа собрании Санкт-Петербургского общества архитекторов для представления императору было отобрано 8 проектов. Первой премии был удостоен проект под девизом "Отцу Отечества" А.И.Томишко. Второе место заняло решение А.Л.Гуна и И.С.Китнера под девизом "1 марта 1881 года", третье - "Кесарю кесарево" Л.Н.Бенуа. Но ни один из победителей конкурса не получил Высочайшего одобрения. Александр III рекомендовал зодчим продолжить работу и создать храм, вобравший в себя черты русских церквей XVII века, а также продумать оформление памятного места внутри собора.

На второй конкурс было отведено всего 30 дней. Комиссия приступила к работе в конце апреля 1882 года. Среди участников были как прежние архитекторы, так и новые: А.П.Кузьмин, Р.А.Гедике, А.М.Павлинов, Н.В.Султанов и другие.

Как и раньше, чертежи подавались под девизами. На этот раз предпочтение было отдано проекту, представленному в то время еще малоизвестным архитектором Альфредом Александровичем Парландом (1842-1920). Его соавтором был настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (в миру Малышев). Император принял этот проект "в целом", с условием дальнейшей доработки.

Проект храма Воскресения Христова А.А.ПарландаПервоначально предполагалось построить пятикупольный храм и его колокольню на другом берегу Екатерининского канала, не там, где было совершено цареубийство. Колокольня должна была соединяться с церковью галереей, перекинутой через мост. С юга, перпендикулярно церкви, планировалось устроить галереи, в которых собирались разместить образа, пожертвованные храму со всей России. В четырех башнях галерей намечали устроить нечто вроде исторического музея, посвященного погибшему императору. На месте смертельного ранения предполагалось установить балдахин (сень), поддерживаемый четырьмя колоннами, по образцам древней русской архитектуры.

Для доработки собственного проекта Парланд набирает штат помощников, и доводит его до стадии, когда можно было начинать строительство.

В конце марта 1883 года царь одобрил состав Комиссии по строительству собора, возглавил которую великий князь Владимир Александрович. На первом заседании Комиссии по предложению архимандрита Игнатия будущий храм решено было именовать во имя Светлого Воскресения Христова.

Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, в присутствии митрополита Исидора и императорской четы. Перед этим часть чугунной решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью смертельно раненого Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.

Северная часть иконостасаПосле утверждения сметы - 3 600 000 рублей серебром - началось возведение храма Воскресения Христова.

Собор возводился 24 года. Особенно сложно было готовить подземную часть сооружения из-за водонасыщенных пылеватых песков и близости Екатерининского канала (в настоящее время - канал Грибоедова).

По периметру будущего здания сделали деревянные шпунтовые перемычки с глиняным замком между ними. Диаметр свай составил 30 см, длина каждой сваи - 10 м. Расстояние между рядами - 2 м. Со стороны канала сваи были забиты в три ряда, между ними закладывалась кембрийская глина в качестве гидроизолятора. Шпунтовые перемычки устанавливали на расстоянии 6,5 м от фундамента собора, высота которого достигала 7 м.

Глиняный замок надежно защищал котлован при строительстве, а затем и подземную часть храма от подтопления грунтовыми водами со стороны Михайловского сада и от фильтрата со стороны канала.

Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга Парланд отказался от свайного фундамента.

Спас на крови установлен на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м с отметкой подошвы -2,5 м от уровня воды в канале. Выше подушки с отметки пола подвала +0,26 м сделана сплошная бутовая кладка на цементном растворе. Фундаменты под стенами - из путиловской плиты. Выложенные из кирпича российского завода "Пирогранит" стены были облицованы зигерсдорфским кирпичом, привезенным из Саксонии, наружный цоколь - гранитом. Основные несущие конструкции храма - кирпичные стены и пилоны.

Схема орнамента мраморного полаДля Спаса была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни, а контуры заземления располагались по южной и северной сторонам звонницы.

 Так же, как Монферран в Исаакиевском соборе, Парланд при создании храма Воскресения Христова применил все передовые в то время достижения строительной науки и техники.

В 1899 - 1907 годах на Спасе была установлена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я.Тимоховича. В подвале установили два паровых котла, в отдельных отсеках - восемь калориферов. По каналам, проложенным в стенах храма, теплый воздух поступал в интерьер и выходил через квадратные отверстия, прикрытые декоративными решетками. Главный купол обогревали чугунные батареи, пар к которым подавался по медному паропроводу через чердак большой апсиды. Вытяжные каналы располагались в нижней части стен, под каменными скамьями.

Дым от котлов по подземным каналам выводился через одноэтажное здание в Михайловском саду. Здесь же размещался резервуар для хранения нефти, сообщающийся при помощи трубопровода с подвалом собора.

Дождь и снег с кровли собирались при помощи системы наклонных желобов к приемным чашам, расположенным по углам кровли. Затем по водосточным трубам, уходящим в тротуар, влага отводилась в дождевой коллектор. Вся водоотводная система была выполнена из меди.

Оригинально решил Парланд проблему отвода конденсата, который образовывался при проведении богослужений.

Под окнами собора были смонтированы медные наклонные лоточки для сбора конденсата, который по трубопроводам уходил в систему водоотвода.

Вид храма Воскресения ХристоваАрхитектор тщательно продумал, как в Спасе на крови будут очищать мозаики, мыть окна и менять электролампы в паникадилах. Для этого была предусмотрена система лебедок, установленных на чердаках главной кровли. К их тросам, пропущенным через отверстия в куполах, подвешивалась специальная люлька для выполнения работ.

Цоколь собора облицевали гранитом рабочие скульптурной мастерской Гаэтано Бота с 1888 по 1901 годы.

Эстляндский мрамор для облицовки стен Спаса поставляла фирма "Кос и Дюрр".

Металлоконструкции для девяти глав собора изготовили на Петербургском металлическом заводе в 1895 - 1896 годах.

С самого начала освещение храма было электрическим, трехфазного переменного тока напряжением 120 В. Длина магистральной скрытой проводки составляла 1250 м, распределительной - около 3 000 м. Собор освещали 1689 электроламп. Монтаж электрооборудования производила фирма "Шуккерт и Ко" в 1906 году.

В Спасе было предусмотрено три вида освещения: дежурное, обычное и парадное. К обычному относились 6 люстр, 4 бра и 4 фонаря. Парадное использовали не столько для освещения, сколько для подсветки "особо чтимых церковью" иконописных сюжетов. Так, для "Пантократора" в центральном барабане купола устроили орнаментальную корону с 288 электролампами.

Для подсветки малых куполов смонтировали малые короны, рассчитанные на 32 лампы в каждом кольце.

Продольный разрез храма с обозначением расположения мозаичных иконПарадное освещение предусматривало и подсветку алтарных апсид. По краю апсидной арки была проложена изогнутая металлическая трубка с патронами на 276 электроламп.

В июле 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой около 4,5 м на главу шатра главного купола. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий. Купола Спаса на крови - новое решение для храмового зодчества. Впервые Парланд применил здесь ювелирные эмали белого, желтого, зеленого и голубого цветов, поставленные фабрикой А.М.Постникова.

По периметру фасада Спаса в 1905 году были установлены 20 досок из норвежского темно-красного гранита с начертанными на них основными деяниями Александра II.

Резной мраморный иконостас собора был изготовлен по рисункам А.А.Парланда в Генуе, фирмой Джузеппе Нови. Работы завершились в 1907 году, а в августе 1903 года в Санкт-Петербург были доставлены ящики с мозаичным мраморным полом, изготовленным мастерами этой же фирмы. Площадь пола - 650 кв.м, толщина верхнего слоя мрамора - 5 мм, его арабески набраны из мраморов различных цветов. Сразу же после освящения и открытия храма, пол для защиты от истирания был покрыт тканым ковром.

Царские врата для иконостаса изготовили в мастерской братьев Грачевых в 1900 году. Их декор был выполнен московскими ювелирами.

Двенадцать лет - с 1894 по 1906 годы - работали над северным и южным киотами мастера Екатеринбургской гранильной и Колыванской полировальной фабрик. В основе верхней части киотов – орлец (родонит), цоколь - из ревневской яшмы.

Сень на месте смертельного ранения императора Александра IIСень (покров) над местом смертельного ранения императора была выполнена по рисунку Парланда в 1903 году, установлена четырьмя годами позже, но работа над этим шедевром русского камнерезного искусства продолжалась и после освящения храма.

В марте 1895 года Комиссия по строительству собора объявляет конкурс на создание его наружного мозаичного убранства. Его участниками стали мастера мозаичного отделения Академии художеств, мозаичисты немецкой фирмы "Пуль и Вагнер" и итальянские специалисты. Предпочтение было отдано частной мозаичной мастерской А.Фролова. Ее работы отличались меньшей массой мозаик, высоким качеством исполнения, прочностью и быстротой изготовления.

В 1899 году на колокольне храма были установлены четыре больших и несколько малых колоколов. Настраивал их ростовский священник Аристарх Израилев, пользовавшийся расположением императора Александра III. Он же руководил их отливкой в Финляндии в 1896 году. Главный колокол храма Воскресения Христова весил 1 100 пудов.

Освятил собор 19 августа 1907 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний в присутствии императорской четы, великих князей, великих княжон, министров Двора и высшего духовенства. В этот день в Спас проходили только по специальным пропускам, подписанным министром П.Столыпиным.

Таким образом, в Петербурге, на канале Грибоедова (бывшем Екатерининском) появился храм, увековечивший память о мученической кончине императора Александра II. В настоящее время это единственный сохранившийся памятник Царю-Освободителю в России.

Подготовлено В.А.Зеленченко и Л.Н.Шамельян

 
Развивающий центр для детей в ВАО, материнство развивающие центры вао